Михаил Николаевич Кораблёв родился в семье, представители нескольких поколений которой были так или иначе связаны и с искусством, и с коллекционированием. Его прабабушка по материнской линии – Елена Михайловна, в девичестве Конёнкова, была двоюродной сестрой великого русского скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова. Брат и сестра росли вместе, поэтому о детстве и юности выдающегося представителя русского искусства первой половины ХХ века сохранилось много чисто бытовых, семейных воспоминаний и историй, не вошедших в биографические очерки и известных только ближайшим родственником.
Среди прочих близких и многочисленных дальних родственников были коммерсанты, заводчики, купцы, офицеры императорского флота.
То есть, люди, имевшие и образование, и достаточные средства, то есть, всё, что позволяет думать не только о хлебе насущном, но и о пище духовной, одним из компонентов которой является искусство во всех его проявлениях. Благополучно пережив лихолетье революции и гражданской войны, несмотря на происхождение, практически все избежали в мрачные времена репрессий клейм «враг народа» или «безродный космополит». Суровые военные годы, к сожалению, принесли потери, но семья сохранила и поддерживала объединяющие всех её членов устоявшиеся вековые культурные традиции.
Ребёнком Михаил каждое лето проводил в Ленинграде у родственников, которые считали своим долгом организовать для своего маленького гостя обширную культурную программу, в обязательном порядке включавшую в себя посещение многочисленных музеев, расположенных как в самой северной столице, так и в её пригородах.
Кроме знакомства с лучшими образцами мирового искусства из музейных собраний, Михаил имел возможность непосредственного контакта с произведениями искусства, украшавшими интерьеры квартир гостеприимных хозяев. Были среди их знакомых и коллекционеры, многие годы посвятившие вдумчивому собиранию художественного наследия минувших эпох. Благо, бывшая столица империи, даже после всех событий революционных и военных лет, изобиловала предметами, зачастую поистине шедевральными, продававшихся в антикварных и комиссионных магазинах по совершенно смешным иногда ценам. Бывая вместе с родственниками в гостях у ленинградских собирателей, маленький Михаил оказывался в окружении замечательных памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусств и, пусть ещё на подсознательном уровне, проникался пониманием истиной красоты, тем чувством, которое развивается при постоянном контакте с произведениями выдающихся художников и мастеров прошлого.
Предпечатная подготовка началась в 2000 году, а регулярный выпуск очередных томов – с 2013 года. На сегодняшний день опубликовано 10 томов в 54 частях:
• Вазы Императорского фарфорового завода. 1744–1917 гг. (в восьми частях);
• Пластика Императорского фарфорового завода. 1744–1917 гг. (в трёх частях);
• Посудные формы Императорского фарфорового завода. 1744–1917 гг.
(в шести частях);
• Скульптура малых форм (в одной части);
• Фарфоровая скульптура завода А.Г. Попова (в четырех частях);
• Фарфоровая скульптура завода Ф.Я. Гарднера (в одиннадцати частях)
• Фарфоровая пластика частных русских заводов (в одной части)
• Фарфор как зеркало эпохи. Жанровая роспись русского фарфора
(в восьми частях)
• Фарфоровые вазы частных русских заводов (в одной части)
• Утонченная элегантность искусства живописи на фарфоре: портретная
миниатюра, роспись пластов, ведута (в одной части)
• «Неувядаемая роза. Цветочная и орнаментальная роспись русского фарфора»
(в десяти частях)
Каждый том форматом 250 х 350 мм, объёмом от 200 до 360 стр., содержит 400-600 илл., печатается тиражом до 100 экз. Издание осуществляется на средства, предоставленные частными лицами, не носит коммерческого характера, распространяется среди участников, а так же безвозмездно передаётся в научные, музейные и публичные библиотеки.
Издание получило множество положительных откликов от кураторов и хранителей музеев, преподавателей специализированных учебных заведений, реставраторов.
Не всегда имея прямой доступ к крупным собраниям фарфора, они, благодаря публикации «Антологии фарфора», получили возможность детального изучения произведений этого направления декоративно-прикладного искусства и использования почерпнутой в издании информации в своей научной и преподавательской работе.
«Антология русского фарфора XVIII – начала XX века» уже получила положительные отклики от кураторов и хранителей российских и зарубежных музеев, экспертов ведущих мировых аукционных домов, коллекционеров, производителей керамических и фарфоровых изделия, дизайнеров, художников, культурологов, историков, специалистов по работе с культурным наследием. Издание востребовано в качестве специализированного учебного пособия для студентов, проходящим обучение по таким направлениям и специальностям, как теория и история искусств, дизайн, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, реставрация изделий декоративно-прикладного искусства, художественная керамика.