История создания
Жизненная стезя человека во многом определяется его личностными качествами и свойствами: складом ума, характером, врождёнными талантами и способностями. Но немаловажную роль играет и атмосфера семьи, с её устоявшимися бытовыми и культурными традициями.

Михаил Николаевич Кораблёв родился в семье, представители нескольких поколений которой были так или иначе связаны и с искусством, и с коллекционированием. Его прабабушка по материнской линии – Елена Михайловна, в девичестве Конёнкова, была двоюродной сестрой великого русского скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова. Брат и сестра росли вместе, поэтому о детстве и юности выдающегося представителя русского искусства первой половины ХХ века сохранилось много чисто бытовых, семейных воспоминаний и историй, не вошедших в биографические очерки и известных только ближайшим родственником.

В детстве Михаил часто слышал эти семейные предания от своих многочисленных родственников. Одни из дедов Михаила, учёный-историк Моисей Аронович Горловский, был страстным библиофилом, его библиотека насчитывала более 5,5 тыс. экземпляров книг самой разнообразной тематики. Сестры Моисея Ароновича – искусствоведы, братья – ученые, филологи, писатели и музыканты. Бабушка – Евгения Фёдоровна, была довольно известным в Ленинграде адвокатом, она увлекалась европейской живописью.

Среди прочих близких и многочисленных дальних родственников были коммерсанты, заводчики, купцы, офицеры императорского флота.

То есть, люди, имевшие и образование, и достаточные средства, то есть, всё, что позволяет думать не только о хлебе насущном, но и о пище духовной, одним из компонентов которой является искусство во всех его проявлениях. Благополучно пережив лихолетье революции и гражданской войны, несмотря на происхождение, практически все избежали в мрачные времена репрессий клейм «враг народа» или «безродный космополит». Суровые военные годы, к сожалению, принесли потери, но семья сохранила и поддерживала объединяющие всех её членов устоявшиеся вековые культурные традиции.

Ребёнком Михаил каждое лето проводил в Ленинграде у родственников, которые считали своим долгом организовать для своего маленького гостя обширную культурную программу, в обязательном порядке включавшую в себя посещение многочисленных музеев, расположенных как в самой северной столице, так и в её пригородах.

Кроме знакомства с лучшими образцами мирового искусства из музейных собраний, Михаил имел возможность непосредственного контакта с произведениями искусства, украшавшими интерьеры квартир гостеприимных хозяев. Были среди их знакомых и коллекционеры, многие годы посвятившие вдумчивому собиранию художественного наследия минувших эпох. Благо, бывшая столица империи, даже после всех событий революционных и военных лет, изобиловала предметами, зачастую поистине шедевральными, продававшихся в антикварных и комиссионных магазинах по совершенно смешным иногда ценам. Бывая вместе с родственниками в гостях у ленинградских собирателей, маленький Михаил оказывался в окружении замечательных памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусств и, пусть ещё на подсознательном уровне, проникался пониманием истиной красоты, тем чувством, которое развивается при постоянном контакте с произведениями выдающихся художников и мастеров прошлого.

На становление Михаила в качестве собирателя и исследователя редких артефактов повлияло и увлечение его отца, страстного нумизмата, посвятившего многие годы охоте за нумизматическими раритетами и сумевшего в результате собрать внушительную коллекцию редких монет. Его увлечённость передалась сыну и уже с первого класса Михаил начал коллекционировать сначала марки, значки, карманные календари, минералы, а в последствии, по семейной традиции, сконцентрировался на более серьёзной теме, нумизматике.
Но, как считает сам Михаил Николаевич, решающим толчком, окончательно определившим направление всей его дальнейшей деятельности, посвящённой собиранию, изучению и популяризации именно фарфора, стало посещение им в 1989 году выставки «Декоративные вазы и парадные сервизы из собрания Русского музея», инициатором похода на которую была родная тётка Михаила – Татьяна Фёдоровна, увлекавшаяся коллекционированием пасхальных яиц из самых разнообразных материалов: камня, стекла, фарфора.
Тем не менее, ещё достаточно продолжительное время Михаил Николаевич по инерции отдавал дань прежнему увлечению – коллекционированию монет. Участвуя в качестве опытного и авторитетного собирателя на одном из слётов нумизматов, проходившем в 1998 году в Санкт-Петербурге, он познакомился с будущей супругой, Марией Соколенко, разделившей увлечённость Михаила новым для неё направлением и ставшей со временем не только соратником и незаменимым помощником в многолетней работе над изданием «Антология русского фарфора», но и авторитетным специалистом в области европейского и русского фарфора. Мария – потомок старинного купеческого рода Мамоновых, гены которых, вероятно, сыграли немалую роль, когда волею судеб ей пришлось вплотную заняться исследованием предметов роскоши из благородной белой глины, что далось ей на удивление легко и непринуждённо.

Любое направление коллекционирования требует от человека, им увлекшегося, прежде всего знаний. И не легко доступных, лежащих на поверхности, а глубоких, выстраданных, приобретаемых, порой крайне тяжело, в результате поисков, проб и ошибок, сопряжённых иногда с немалыми финансовыми потерями. Играет свою роль в процессе постижения секретов распознания настоящих шедевров и специальная литература. В СССР изданий по декоративно-прикладному искусству вообще, и по фарфору в частности, было очень не много. Труды советских искусствоведов были редки, а работы зарубежных авторов малодоступны, как из-за неимения переводных публикаций на русском языке, так и по причине почти полного отсутствия в продаже оригинальных зарубежных изданий. В 90-е годы ситуация стала меняться в лучшую сторону. Во всяком случае, в том, что касается зарубежных изданий, приобрести которые стало возможно благодаря открывшимся границам. Публикаций российских искусствоведов стало немного больше, но, зачастую, внешне эффектные альбомы были малоинформативны, содержание их ограничивалось воспроизведением и описанием уже многократно опубликованных ранее предметов из собраний отечественных музеев. И если по европейскому фарфору качественной научной литературы, широко и всесторонне освещающей вопросы по его истории, стилистике, месту и значению в мировой культуре, было в избытке, то вопросов по русскому фарфору возникало больше, чем можно было найти на них ответов в скупом ассортименте тематических публикаций.
Приходилось коллекционировать не только предметы, но и знания, собирая их по крупицам из самых разных источников, верифицируя и систематизируя. Постепенно, объём этих знаний, накопленных за годы собирательства, стал настолько внушительным, что у Михаила Николаевича и Марии Владимировны родилась идея написания книги по русскому фарфору. Но, при подготовке текста и иллюстративного ряда для будущего издания, обнаружилось, что интереснейшего материала слишком много и вместить его в один том просто невозможно. Так изначальный замысел о разовой публикации перерос в многолетний и многотомный проект. В процессе его реализации, Михаилу Николаевичу и Марии посчастливилось познакомиться и вести плодотворную совместную работу как с отечественными, так и с зарубежными замечательными знатоками и специалистами в области фарфора из числа музейных хранителей и кураторов, искусствоведов, коллекционеров, сотрудников библиотек, аукционных домов и антикварных галерей.
Результатом чего и стало издание «Антология русского фарфора XVIII – начала ХХ веков» – уникальный научно-просветительский, образовательный и исследовательский проект, в рамках которого осуществляется оцифровка, научное описание и публикация изделий из фарфора, изготовленных в России в указанный период. На основе материалов, представленных в вышедших в свет книгах, проводятся тематические лекции и мастер-классы. В проекте принимают участие крупнейшие российские и зарубежные музеи, коллекционеры, библиотеки, аукционные дома. К публикации книг было привлечено более 100 участников.

Предпечатная подготовка началась в 2000 году, а регулярный выпуск очередных томов – с 2013 года. На сегодняшний день опубликовано 10 томов в 54 частях:


Вазы Императорского фарфорового завода. 1744–1917 гг. (в восьми частях);


• Пластика Императорского фарфорового завода. 1744–1917 гг. (в трёх частях);


• Посудные формы Императорского фарфорового завода. 1744–1917 гг.

(в шести частях);


• Скульптура малых форм (в одной части);


• Фарфоровая скульптура завода А.Г. Попова (в четырех частях);


• Фарфоровая скульптура завода Ф.Я. Гарднера (в одиннадцати частях)


• Фарфоровая пластика частных русских заводов (в одной части)


• Фарфор как зеркало эпохи. Жанровая роспись русского фарфора

(в восьми частях)


• Фарфоровые вазы частных русских заводов (в одной части)


• Утонченная элегантность искусства живописи на фарфоре: портретная

миниатюра, роспись пластов, ведута (в одной части)


• «Неувядаемая роза. Цветочная и орнаментальная роспись русского фарфора»

(в десяти частях)

Каждый том форматом 250 х 350 мм, объёмом от 200 до 360 стр., содержит 400-600 илл., печатается тиражом до 100 экз. Издание осуществляется на средства, предоставленные частными лицами, не носит коммерческого характера, распространяется среди участников, а так же безвозмездно передаётся в научные, музейные и публичные библиотеки.


В ходе работы по подготовке публикации кураторами и координаторами проекта Михаилом Николаевичем Кораблёвым и Марией Владимировной Соколенко были проведены сбор материалов, в том числе архивных, их систематизация, анализ, проверка гипотез. На основании проделанной работы сделаны определённые выводы о путях развития и особенностях российского фарфорового производства. Результатом так же стали фиксация открытий и обнародование новой информации о русском фарфоре XVIII — начала XX века. Фотографическая база, состоящая из более чем двадцати тысяч изображений высокого качества, на сегодняшний день является самым представительным систематизированным визуальны рядом, демонстрирующим разнообразие типов русской столовой посуды, пластики и предметов интерьера.
Собранный в ней обширный материал даёт возможность вести исследовательскую работу по определению посудных форм всех русских производителей, основных видов художественного оформления, типичных сюжетов и особенностей изделий, обусловленных техническими возможностями отдельного завода. Так же зафиксированы и впервые опубликованы (введены в научный оборот) ранее не известные марки и клейма. Отличительной особенностью издания является высокое качество полиграфии, обеспечивающее воспроизведения экспонатов с цветопередачей, близкой к реальной. Детализация и сопутствующее ей приведение точных размеров позволяют хранителям, реставраторам и экспертам использовать издание в качестве справочника, помогающего в разрешении вопросов об атрибуции, восстановлении и подлинности фарфоровых изделий, с которыми им по роду занятий приходится иметь дело.

Издание получило множество положительных откликов от кураторов и хранителей музеев, преподавателей специализированных учебных заведений, реставраторов.

Не всегда имея прямой доступ к крупным собраниям фарфора, они, благодаря публикации «Антологии фарфора», получили возможность детального изучения произведений этого направления декоративно-прикладного искусства и использования почерпнутой в издании информации в своей научной и преподавательской работе.

В ходе подготовки к печати очередных публикаций, часть предметов, которые должны быть в них представлены, полностью переатрибутируются, а некоторые атрибуции лишь уточняются, приводятся в соответствие с найденными новыми источниками достоверной информации о предметах. Например, в рамках исследования «Фарфор как зеркало эпохи. Жанровая роспись русского фарфора» (в восьми частях) опубликованы посудные формы частных русских заводов с сюжетными росписями, большинство которых (в исследовании опубликовано порядка 300 предметов) были впервые сопоставлены с их художественными прототипами, что позволило уточнить как названия сюжетов, так, соответственно, и период производства изделий, соотнося украшающий их живописный декор с культурным контекстом эпохи.
В ходе подготовки к печати очередных публикаций, часть предметов, которые должны быть в них представлены, полностью переатрибутируются, а некоторые атрибуции лишь уточняются, приводятся в соответствие с найденными новыми источниками достоверной информации о предметах. Например, в рамках исследования «Фарфор как зеркало эпохи. Жанровая роспись русского фарфора» (в восьми частях) опубликованы посудные формы частных русских заводов с сюжетными росписями, большинство которых (в исследовании опубликовано порядка 300 предметов) были впервые сопоставлены с их художественными прототипами, что позволило уточнить как названия сюжетов, так, соответственно, и период производства изделий, соотнося украшающий их живописный декор с культурным контекстом эпохи.
На данном этапе опубликовано более 5000 произведений, значительная часть из которых впервые введена в научный оборот. В процессе подготовки иллюстраций для последующих публикаций формируется максимально репрезентативная выборка образцов продукции различных производителей русского фарфора, как ведущих, так и небольших, что позволяет более полно изучить историю становления и развития русского фарфора XVIII – начала XX веков, определить его место как самостоятельного и самобытного направления не только в европейском, но в мировом декоративно-прикладном искусстве. На базе публикаций, уже вышедших и планируемых в рамках проекта «Антология русского фарфора XVIII – начала XX века», возможны дальнейшие исследования по самому широкому кругу тем, которые в силу затруднённого доступа к исследуемому материалу ранее не разрабатывались.
За вклад в развитие культуры в рамках «Антологии русского фарфора XVIII – начала XX века» Михаил Николаевич Кораблев и Мария Владимировна Соколенко награждены благодарностями Министра культуры Российской Федерации.

«Антология русского фарфора XVIII – начала XX века» уже получила положительные отклики от кураторов и хранителей российских и зарубежных музеев, экспертов ведущих мировых аукционных домов, коллекционеров, производителей керамических и фарфоровых изделия, дизайнеров, художников, культурологов, историков, специалистов по работе с культурным наследием. Издание востребовано в качестве специализированного учебного пособия для студентов, проходящим обучение по таким направлениям и специальностям, как теория и история искусств, дизайн, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, реставрация изделий декоративно-прикладного искусства, художественная керамика.

В целом, проект «Антология русского фарфора XVIII – начала XX века» благодаря своей уникальной концепции и способам её реализации оказался сфокусирован не только на изучении двухвековой без малого истории русского художественного фарфора и исследовании многих её страниц, оказавшихся вне поля зрения искусствоведов в силу бурных и противоречивых исторических коллизий, имевших место на протяжении последней сотни с небольшим лет. Его цели гораздо шире и амбициознее – способствовать в итоге популяризации русской культуры как в самой России, так и далеко за её пределами.
Made on
Tilda